Турбированные двигатели получают все большее распространение, так как позволяют повысить мощность и крутящий момент при меньшем расходе топлива по сравнению с атмосферными моторами аналогичного объема. Однако турбированные ДВС имеют и свои характерные «болячки». Рассмотрим 10 наиболее распространенных проблем турбомоторов и способы их устранения.

Утечка масла из турбокомпрессора

Одна из самых частых неисправностей — утечки масла из турбины. Причина обычно кроется в износе уплотнений вала из-за недостаточной смазки или перегрева. Также виновником может быть закоксованный масляный трубопровод.

Решение — замена уплотнений и прочистка маслопроводов. При сильном износе вала может потребоваться замена картриджа турбины или ее ремонт. Регулярная замена масла и использование качественных фильтров снижает риск проблем.

Свист или шум турбины

Посторонние звуки при работе турбокомпрессора нередко вызваны износом подшипников. Если вовремя не принять меры, это приведет к заклиниванию и выходу турбины из строя.

Причиной также могут быть повреждения крыльчатки компрессора или турбинного колеса из-за попадания посторонних предметов. В этом случае необходима замена поврежденных частей.

Потеря мощности двигателя

Если турбированный мотор стал значительно слабее, то вероятно проблема в самой турбине. Распространенные причины:

  • Износ или повреждение крыльчатки компрессора/турбинного колеса
  • Утечки в интеркулере или воздуховодах
  • Неисправность перепускного клапана турбины (вестгейта)
  • Неправильные настройки блока управления двигателем

Для диагностики желательно обратиться в специализированный сервис. В зависимости от причины может потребоваться ремонт или замена турбокомпрессора, интеркулера, вестгейта, перенастройка электроники и т.д.

Задержка в отклике на нажатие педали газа (турбояма)

Турбояма — это временная задержка в нарастании мощности при резком открытии дросселя. Она обусловлена самим принципом работы турбонаддува и полностью устранить ее нельзя.

Однако слишком большая турбояма может быть вызвана:

  • Слишком большой турбиной, которая медленно раскручивается
  • Ошибками в настройке вестгейта или его заклиниванием
  • Неисправностью электронной системы управления наддувом

Снизить турбояму можно установкой турбокомпрессора оптимального размера, модернизированного вестгейта и электронного блока управления наддувом. В гоночных автомобилях применяют системы антилага (ALS), которые поддерживают турбину в «боевом» состоянии.

Резкий скачок мощности на высоких оборотах (турбоподхват)

Турбоподхват — это неожиданный резкий рост мощности при превышении определенных оборотов, когда турбина выходит на оптимальный режим. Он затрудняет управление автомобилем и вызывает повышенный износ трансмиссии.

Проблема встречается на моторах со слишком большой или не соответствующей характеристикам двигателя турбиной. Решением будет установка турбокомпрессора оптимального типоразмера и модернизация системы управления наддувом для обеспечения более линейной зависимости мощности от оборотов.

Перегрев двигателя

Турбомоторы выделяют больше тепла, чем атмосферные, что повышает риск перегрева. Распространенные причины: неисправность интеркулера, засорение радиаторов, износ помпы, использование неподходящего масла и т.п.

Решение — устранение неполадок в системе охлаждения, применение качественного масла с допуском по API не ниже SL/SM. В тяжелых условиях эксплуатации может потребоваться установка масляного радиатора и более производительных радиаторов охлаждающей жидкости.

Детонация

Детонация представляет серьезную опасность для турбированного двигателя и может быстро вывести его из строя. Причины: низкое октановое число топлива, переобогащение смеси, чрезмерный наддув, накопление нагара в камере сгорания и т.д.

Для борьбы с детонацией необходимо применять высокооктановый бензин (АИ-98 и выше), следить за исправностью топливной системы и системы зажигания, не допускать превышения давления наддува сверх нормы. Также полезна установка датчика детонации и блока управления с функцией её подавления.

Повышенный расход масла

Расход масла у турбомоторов обычно несколько выше по сравнению с атмосферными аналогами. Это связано с тем, что часть масла неизбежно попадает в камеру сгорания через систему смазки турбокомпрессора.

Однако если расход масла существенно превышает норму (доходит до 500 мл и более на 1000 км), то это повод насторожиться. Вероятные причины: износ маслосъёмных колпачков и поршневых колец, закоксовывание маслоотводящих трубок турбины, разрушение сальников и прокладок и т.д.

Для снижения угара масла нужно использовать качественные масла со стабильными характеристиками, вовремя обслуживать двигатель, следить за состоянием турбины. При сильном износе поршневой группы может потребоваться капитальный ремонт мотора.

Поломка турбокомпрессора из-за масляного голодания

Турбокомпрессоры смазываются маслом из общей системы двигателя. При его недостатке турбина может выйти из строя буквально за считанные минуты.

Наиболее распространенные причины масляного голодания:

  • Низкий уровень масла в двигателе
  • Засорение масляных каналов и трубопроводов
  • Неисправность масляного насоса
  • Использование слишком густого масла, которое медленно поступает к трущимся деталям

Для профилактики этой проблемы нужно регулярно проверять уровень масла, вовремя его доливать и менять, использовать только качественные масла с допуском по API не ниже SL/SM и соответствующей вязкостью по SAE.

Поломка интеркулера

Интеркулер отвечает за охлаждение сжатого турбиной воздуха и во многом определяет надежность турбированного двигателя. Его поломка чревата серьезными проблемами вплоть до возгорания мотора.

Типичные неисправности интеркулеров:

  • Механические повреждения и трещины корпуса
  • Утечки воздуха в местах соединений
  • Загрязнение сот радиатора

Лучшая профилактика — регулярный визуальный осмотр интеркулера и проверка его на герметичность. Промывка сот специальными средствами поможет поддерживать теплообменник в чистоте. При серьезных повреждениях корпус интеркулера лучше заменить.

Вывод

Турбированные двигатели при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании способны пройти сотни тысяч километров без серьезных проблем. Однако они более требовательны к качеству топлива и масла, периодичности ТО и аккуратности в обращении, чем обычные атмосферные моторы.

При появлении характерных признаков неисправности турбомотора не стоит затягивать с диагностикой и ремонтом. Многие проблемы на ранней стадии устраняются относительно недорого, а вот запущенные дефекты могут привести к весьма дорогостоящему капремонту.

Ключевые слова: турбированный двигатель, турбокомпрессор, интеркулер, вестгейт, наддув, детонация, турбояма, масляное голодание, охлаждение турбины, утечки масла.

Recommended Posts

Обслуживание и ремонт

Замена форсунки омывателя заднего стекла на Volkswagen Golf 3

Прекрасно, что вы решили самостоятельно заменить форсунку омывателя заднего стекла на вашем Volkswagen Golf 3. Это вполне посильная задача для многих автолюбителей. Давайте разберемся, как это сделать правильно. Похожие записи: Замена тормозных колодок и барабанов на Volkswagen Golf 3: подробное руководство Задние […]

admin
Обслуживание и ремонт

Ручка круиз-контроля Opel Meriva

На Opel Meriva (в зависимости от года выпуска и конкретной комплектации) система круиз-контроля может быть реализована с помощью подрулевой ручки или кнопок на рулевом колесе. Похожие записи: Задние сиденья Peugeot 307: Комфорт и функциональность Подключение AUX в Audi A6 C5 Установка дверных […]

admin